Совет директоров и времени. Израильский эксперт о том, как развивать стартапы в Украине
Опубликованно 20.03.2019 06:20
Pearl Cohen — международная юридическая фирма с офисами в США, Израиле и Великобритании, которые советует технологические инновационные компании — в числе их клиентов малого start-up в начале, крупные компании из списка Fortune 500, инвесторов и государственных учреждений. Фирма представляет интересы клиентов в области интеллектуальной собственности, торгового права и судопроизводства.
Заместитель директора Pearl Cohen, адвокат Анна Моше, посетила Киев по приглашению Ukrainian Israeli Innovation Summit, и пояснил, особенности юридического сопровождения стартапов и перспективах украинской стартап-отрасли, специально для delo.ua
Анна, которая необходима для развития start-up в стране?
Стартапы могут развиваться только в хорошем экосистемы. Она, в свою очередь, состоит из нескольких компонентов. Первая-это университеты и центры обучения. Второе — государственная поддержка. В Израиле это государственная структура Инновационной орган, который ежегодно выделяет миллионы долларов на гранты для стартапов.
Еще должно быть сотрудничество start-ups с service providers (поставщики услуг, юридических, маркетинговых, консалтинговых и других — ред.). В Израиле есть практика, когда адвокаты или аудиторы советуют start-up на начальных этапах, бесплатно или за минимальную цену, до тех пор пока они получают первые инвестиции. Если действительно интересные идеи получают поддержку, которая позволяет им строить start-up правильно, для инвестора или покупателя. Сервис-провайдеры также иметь интерес — они получают лучшие start-ups в вашем "портфолио". Они знают, что из 10 идей 5 именно "выжить", и работать с ними дальше, начиная с начального этапа финансирования до запуска продукта.
Почему в Израиле так много успешных стартапов? В чем секрет?
Во-первых, в географии. Посмотрите на карту ближнего Востока, во всех странах есть нефть, газ и другое сырье. И только в Израиле, нет ничего подобного. Технологии и start-ups — это все, что мы имеем, и поэтому мы обязаны развивать.
Во-вторых, дело в ментальности. У нас думают так: "Если это start-up у меня не получился, не проблема, это "нет" на дороге "да". Если у вас нет второй, третий, пятый раз, не большое дело, это еще возможно".
В Израиле, человек не боится неудач. Все знают, что можно и нужно попробовать, не получится. Ошибки иногда гораздо более полезны, чем успехи.
И в-третьих, израильские военные, которые служат почти все. Там всех учат, главное убеждение — "для меня нет ничего невозможного". Это создает психологический эффект, который реально влияет на умение вести бизнес.
На этом построен экосистемы — она, хотя и агрессивный.
Ваша компания советует технологий стартапов. Какие юридические трудности решения этих проектов?
Во-первых, это определение правовой и защиты данных. Большинство стартапов имеет дело с кодом. Часто начинающие стартаперы не понимают, что если все должно быть ясно, какую часть код, который принадлежит, как передаются права собственности на код, потому что это вещь — не патент, а не бренд.
Во-вторых, это все, что касается open source (программное обеспечение с открытым исходным кодом — ред.). Это то, что интересует в первую очередь, инвестора или покупателя, какое программное обеспечение используется и под какой лицензией. Открытый код всегда требует грамотного юридического сопровождения, потому что каждый из этого, в ЗАВИСИМОСТИ от различных условий использования.
В-третьих, это сфера, финансовый, вопросы прав интеллектуальной собственности.
Отдельно, следует выделить моменты, которые связаны с бизнес ассоциации. Часто бывает, что люди хорошо знают друг друга, дружить, например, служили вместе в армии. Но когда дело касается денег и бизнеса, отношения ухудшаются. Для этого соглашения-это startup, должны быть прописаны механизмы разделения компании в случае необходимости. Ни один инвестор не зайдет в проект, где есть конфликты или разногласия между-это, потому что мощный — очень важная составляющая запуска.
И какова ситуация в восточной Европе?
Главное отличие восточной европы от стран — бизнеса. Это правление несет юридическую ответственность за все, что происходит с компанией и осуществляет общее руководство. Акционеры имеют тенденцию думать в свою пользу, исполнительный директор контроль всех процессов, и совет директоров, именно такого рода системы организма, главная задача которого-защищать интересы компании.
В израиле и американские компании, совет директоров принял гораздо больше возможностей для контроля, чем для акционеров. Даже если директор-1 или 10% акций, но он входит в совет директоров, он иногда гораздо больше влияния, чем владелец 90% акций. Правление — это то, что отсутствие бизнеса в постсоветских странах.
Мы видим, что украинские инвесторы не понять starter, которые не делают не более 50% компании, но предлагают, например, право вето в совете директоров. Инвесторы считают, что они вынуждены влияние, и на самом деле все наоборот. В то же время, украинские стартаперы не могут понять, что они хотят, чтобы американский инвестор, когда дело доходит до совета директоров.
Что нужно западу от инвестора, чтобы пойти в украинский start-up?
Западные инвесторы видят, что в Украине бизнес и все, что касается интеллектуальной собственности, непрозрачный. И где, не известно с уверенностью, если компания имеет проблемы, зачем инвестору рисковать и инвестировать в слепо? Когда инвестор будет инвестировать в старт-ап израиля, он знает, что будет делать компания в наличии все обязательные элементы — подготовлен договор аренды, как того требует передачи интеллектуальной собственности, что делать сотрудникам, как уволить в случае чего, не проблема для общества, а также символы, отношения гром с инвестором и так далее. С украины startup нет, если все ясно, мягко говоря, не стимулирует инвесторов вкладывать средства.
Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?
Разработка start-ups, изначально ориентируясь на то, что они могут попросить потенциального инвестора — как и предусмотрено законом, в связи с тандер, передача прав собственности и так далее. Кроме того, вам нужно развивать информационное пространство, в котором стартапов, инвесторов и менеджеров фондов могут общаться и сотрудничать.
Какие изменения необходимы в законодательстве, которое регулирует сферу стартапов и венчурного капитала?
Трудно сказать. До сих пор законодательство не является юридически посвящена концепции "start-up", и люди слышат эти совершенно разные вещи. Поэтому трудно сказать, следует ли что-то изменить в законодательстве.
Сфера очень быстро меняется, так же меняются и права, и регулирования. Мы узнаем здесь. Я 25 лет в этом бизнесе и все время узнавать что-то новое.
Вы предоставляете наставник поддержку стартапам в рамках нескольких израильских ускорители. Расскажите нам более подробно.
Мы сотрудничаем с accelerator, как Технион, BizTEC, 8200, EilatHub и другие. Это является основой израильской экосистемы, без юридического сопровождения-это не дело. Инвесторы и покупатели работают только с юристами.
Когда мы mentor в ускорителе или работаем с startup, это не просто даем законодательной базы. Это то, что они могут все найти и прочитать, если они хотят. Важно подготовиться к тому, что придется обратиться к инвестору. Например, инвесторы не входили в общество, в котором существует заблуждение, что между тандер. Столько запутать ситуацию, если кто-то пришел в start-up с другого проекта, и никто не знает происхождения этого кода, что написал сегодня — это совершенно новый, или это часть старого кода? Это все важные детали. И мы объясняем start-ups, с точки зрения покупателя и инвестора, что нужно сделать. В иврите есть такое слово — сказки - это главное, основа. Это первое, что вы должны построить стартаперы — то, что будет искать инвестора.
Каковы основные тенденции развития экосистемы израильского start-up, вы можете назвать? Они пересекаются с миром или нет?
Мы видим тенденции, когда к нам приходят инвесторы из США, Великобритании и восточной Европы. Они заинтересованы в проектах, услуг с высокой технологической базе, в идеале, все хотят что-то, как Amazon Гб. Мы видим растущий интерес к цифровой медицине и гроссето.
В Израиле все то же самое, кроме того, много внимания на интернет-маркетинг и продажи, также медицинские start-up, и я вижу много, все, что касается интернет-маркетинга и продаж, много проектов на цифровой медицины, агро, очень многие проекты в области кибербезопасности и облачных услуг.
Как вы оцениваете украинские экосистемы? Что нужно сделать для start-ups, чтобы отрасль развивалась?
Во-первых, экосистемы, вы можете выровнять, когда есть институты, которые занимаются инновациями и могут продать все идеи, прозрачно, утверждают, start-ups, сосредоточиться на разработке деньги.
Во-вторых, украинские стартапы должны научиться работать с сервис-провайдеров, которые понимают, как работает глобальная экосистема. Это не из помещений, офисов EY или БДО, но и тех, которые работают на международном рынке.
В-третьих, вам просто нужно еще немного времени.
Не пропустите самые важные новости и интересные анализы. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram
Категория: Бизнес