Экс-министр энергетики: покрыть разницу в тарифах на электричество хотят за счет малого и среднего бизнеса
Опубликованно 14.06.2020 03:15
Кабинет министров Украины подписал меморандум о сотрудничестве с американской компанией Louisiana natural gas Exports, Inc. о поставках сжиженного газа в Украину, США. В будущем, это решение позволит Украине не только диверсифицировать поставки СПГ для своих нужд, но и продавать в Европе.
О том, что нужно для реализации проекта, и когда он может заработать деньги, а также о причинах энергетического кризиса в стране, переговоры с инвесторами на рынке возобновляемых источников энергии и проблемы "зеленых" аукционы в интервью Delo.ua рассказал экс-вице-министр энергетики и охраны окружающей среды Константин Чижик. Подпишитесь на канал DELO.UA
Константин, каков уровень падения потребления электроэнергии установлен в данный момент?
— Если сравнивать месячное потребление в мае и мае 2019 2020 году, то на данный момент падение составляет более 15%. В мае 2019 года, составил более 11 млн. квт / ч, и в мае 2020 года порядка 9 млн. квт?ч
Сколько из этих критических индикаторов?
— Надо рассматривать картину в целом. Проблема не только в том, что потребление как таковое, и в энергетический кризис. Часть-это падение потребления, что связано, в первую очередь, с промышленных падения. Другой в этот момент на рынке сложилась очень заниженная цена производства. Это привело к огромные долги перед производителями электроэнергии в первую очередь.
Сегодня долг "Украины" до "Гарантируется покупателю, составляет около 19 млрд грн, долг "Украине" и "Гарантии покупателя" до "место как" — около 9 млрд. грн., и "Гарантии покупателя до создания возобновляемых источников энергии — почти 14 млрд. грн.
Министерство энергетики сейчас пытается решить этот кризис, но вопрос как? Некоторое время назад правительство приняло решение до завершения повестки дня, которые должны немного изменить цены на рынке. Но решение еще не опубликовано. Если он будет принят в том виде, в котором он был предложен, что этот кризис-это кризис низкой цене будет решить за счет малого и среднего бизнеса. Иными словами, у вас есть продукт, есть цена. Но в стране, это регулятор, который устанавливает цены на эти продукты и ограничивают вас. И вы должны продавать свой товар, именно по этой цене, даже если это меньше затрат и вынуждает вас в долги. Решение, которое сегодня предлагает министерство энергетики, чтобы выделить некоторые предприятия в отдельную группу. Это в основном крупные компании, в том числе представители олигархических групп, которые получают де-факто дешевой электроэнергии. Но для кого-то нужно будет покрыть разницу. И делать то, что вы хотите для всех других потребителей. В первую очередь, за счет малого и среднего бизнеса.
В результате, это приведет к тому, что МСП будут увеличить цены на электроэнергию. В результате, они поднимут цены на продукты и снизить их маржу. В конце концов, мы — потребители — будем платить в интернет, и именно через цену на товар.
И стоимость электроэнергии для потребителей возрастет?
— В Кабинете на эту тему идут дискуссии. За повышение тарифов для населения играют инвесторы возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Но это понятие красной линии, которая, с самого начала переговоров, поставил президент Владимир Helen — цены на электроэнергию для обычных потребителей, для населения не увеличивается.
Сейчас, насколько я знаю, министерство энергетики под давлением производителей возобновляемых источников энергии, предусматривает такую возможность. В первую очередь, это отмена льгот на первые 100 квт?ч Теперь составляет 0,9 грн. Все, что больше — 1,68 грн. Преимущество на первые 100 квт-ч, зависит от всех потребителей, даже тех, кто может платить больше. В то же время, политика в отношении повышения тарифов для населения является очень чувствительной. Но я хочу еще раз подчеркнуть, принципиальная позиция президента состоит в том, что тарифы для населения не должны расти.
Правительство Украины из кризиса энергетики называют беспрецедентным. Что, за исключением падения потребления, вызвало его?
Это комплект. Да, в первую очередь — падение потребления и верить кризиса, и, как следствие, экономического кризиса. В то же время, есть некоторые его аспекты. Это низкая цена на рынке и кризиса возобновляемых источников энергии, которая так или иначе произойдет, но время-то совпало с причинами.
Что происходит в производство возобновляемой энергии? У нас был установлен один из самых высоких "зеленых" тарифов в Европе и в мире "зеленого" поколения. В этом году должны были быть введены "зеленые", аукционы, целью которых было снизить цену. Кроме того, снижение "зеленых" тарифов должно было не снизить развитие "зеленой" генерации и создать лучшие условия для его развития. Так, как это происходит во многих странах, если государство устанавливает цены на электроэнергию "зеленого" поколения, и определяет конкуренция.
Аукционы не были выполнены из-за того, что не смогли договориться с инвесторами RES, касающиеся пересмотра "зеленых" тарифов.
Как сейчас обстоят дела в этих переговорах?
— Еще не приняли закон с изменениями тарифов или другие пути решения кризиса "зеленого" поколения, говорить все решения рано. Переговоры с инвесторами продолжаются. Потому что они не согласились на оригинальных предложению правительства, в ноябре 2019 года и в феврале 2020 года, кризис в секторе усугубился, и теперь, министерство энергетики предлагает инвесторам более жесткие требования по некоторым аспектам. Руководство министерства уже несколько недель, обещает в ближайшее время подписать меморандум о взаимопонимании с ними. Но пока этого не произошло. Во-вторых, подписание такого меморандума, в себе, вопрос не решить. Это решают только законодательные изменения.
Наиболее спорным в этих переговорах?
— Они-четыре. Во-первых, снижение "зеленого" тарифа. Государство говорит, что он не может платить более высокий "зеленый" тариф в Европе и один из самых высоких в мире, рекорд прибыльности, даже на больших проектах. Позиция инвесторов: раз в законе написано, что значит, платите, и где берете деньги на ваши проблемы, вы можете, например, увеличить цену для населения. Государство отказывается.
Второй вопрос, в принципе — условно cut-off date-это дата, после которой вступают в силу ограничения на эксплуатацию проектов "зеленый" тариф. Речь идет о том, что после 2019 года, был принят закон о "зеленом" аукционы, депутаты в конце концов все же удар от ревизии, которая, по сути, задерживает введение аукционы в течение двух лет. Это ввести аукционы, обязательно нужно весной 2020 года, но параллельно с ними будет "зеленый" тариф. И это полностью нивелирует саму идею аукционов, потому что никто не придет, если это более выгодно для инвесторов "зеленый" тариф.
Третий вопрос: плата за дисбаланс, разница между обещанными и фактически произведенных объемов электроэнергии. Если такая разница возникает, это вызывает технические и финансовые проблемы. И за нее надо платить, потому что "Украина" нужно балансировать систему с учетом пророчества и энергодефицитных районов. В этот день все поколения в стране платит за дисбаланс, за исключением возобновляемых источников энергии. Первоначально, это было дополнительным стимулом для развития "зеленого" поколения. Но это случается, например, так: ветровой поколения обещает произвести "X", дул ветер, сильнее или слабее, результат вышел другой, и разницу придется платить из потребителей. Самая большая ирония в том, что государство не только искупает все это поколение в любом объеме, потому что он все еще нуждается в равновесии за счет более аналоговый тепловой генерации, то есть угля.
Это, с одной стороны, мы готовы платить больше для развития "зеленой" генерации, потому что это чистая энергия. Но это только в теории, потому что в то же время является сбалансированной, она является аналоговый способ. И более "зеленой" генерации, самый большой вопрос с netbeans, и, возможно, происходит из выбросов от сжигания угля.
Четвертый аспект, который не может решить, - это ограничения. Государство должно снять все, что создают "зеленые". Но для этого сделать, это всегда, он не только финансовой, но и технической возможности. Таким образом, должны быть введены ограничения в том, что производитель не будет некоторое число киловатт-часов в год или в месяц (это сейчас обсуждается).
Читайте также: Инвесторы в возобновляемые источники энергии, призвали правительство сценариев реструктуризации "зеленые" тарифы
В то же время, количество объектов и мощностей возобновляемых источников энергии увеличивается? Этот процесс не контролируется?
— Да, это правда. Сейчас у нас порядка 7 Гвт энергии из возобновляемых источников. Это неконтролируемый рост и привел к кризису. В то время, когда мы сказали, что мы "зеленые" от поколения — это было правдой. Но он должен быть контролируемый рост, к которому мы готовы. В 2017 году, в стратегии, написанный под большим влиянием Европейского Союза, были заложены определенные цели, сколько SER нужно. До 2035 года, мы должны были дойти до 25%. В этом случае, если вы посмотрите на распределение между различными видами генерации — солнца, ветра, биомассы и так далее, мы уже превысили план солнечной на 10 лет. Мы должны были достичь 5 Гвт СВОИ 2030 года. В начале 2020 года, у нас уже была эта цифра. И по закону, вы не можете их ограничить, и инвесторы это подчеркивают — они все время была достаточно агрессивной позиции.
Министерство утвердило новую структуру энергетики, которая предусматривает ограничение производства электричества от атомных электростанций в пользу "зеленой" энергии. Насколько это адекватное решение, и она имеет риски?
— Во-первых, вы должны смотреть на то, что мы увеличили. Да, мы имеем существенное, постепенное снижение ядерного производства. Если, в целом, этот тип из поколения снизился примерно на 15%. В этом случае, что-то на 50-70% выросли поколения тепловой уголь.
27 мая, сформировалась, как правило, беспрецедентная ситуация, когда уголь поколения (7243 Мвт) впервые превысил работающий атомный (6663 Мвт)
Вы не можете сказать, что сокращение атомной генерации за счет "зеленых", по сути, "зеленый" поколения не вырос от 50 до 70%, а угля-увеличилась. И выходит, что решение на ограничение производства ядерного сначала ради тепла и не возобновляемых.
Правильно или нет — это зависит от стратегических целей страны, где мы хотим, чтобы в конечном итоге прийти. Когда мы сделали энергетическую стратегию перехода", предметом обсуждения, и относительно "Европейский "зеленый"," согласен" — ЕС, Green Deal, новая стратегия развития ЕС в ближайшие годы. Одной из его основных идей является декарбонизации, сокращение выбросов, переход на возобновляемые источники энергии и нетрадиционные, в основном уголь, поколения.
Мы бросили стратегические планы перехода и, в частности, в Украине на эту модель в перспективе ближайших 20 лет. Вписывается ли увеличение жары поколения от 50% до 70% в этой стратегии? Нет, конечно.
Это решение частично остановить блоки аэс подходит?
— Если вы смотрите с точки зрения обязательств Украины в ЕС и концепции "зеленой" энергии перехода с тем, что мы должны сократить производство тепловой нет, не таким образом.
И если вы посмотрите на это с точки зрения разрешения энергетического кризиса в Украине?
— С моей точки зрения, это не оптимальное решение. Более правильным будет только конкурентоспособные цены на генерации на рынке для всех. В первую очередь, для искусственного изменения цены, когда министерство сделали скидку предприятиям олигархов, а малый и средний бизнес должен "я кладу", потому что они не имеют лоббистов своих интересов. Это было бы первым шагом.
Какие могут быть последствия от остановки атомных блоков?
— Первое следствие — цена. Теперь ядерной генерации является самым дешевым в Украине, если учесть только затраты на его производство, и не учитывать стоимость переработки ядерного топлива и демонтажа блоков. И оказывается, что то, за что мы могли бы платить меньше, мы будем платить больше.
Второе — техническое состояние атомных электростанций. Атомные ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ-это не выключатель в кухне, остановка и запуск блоков должны произойти на карте. Все эксперименты могут привести к ухудшению технического состояния некоторых АЭС.
Третий стратегический, прооперирована в в какие цели в долгосрочной перспективе. Некоторые страны, такие как Германия и Япония, отказались от ядерного производства или сокращает его. Это одна из основных решений государства, принимаются на основе многих факторов и расчетов. Но, учитывая украинские реалии, я считаю, что мы можем говорить о значительном сокращении этот тип из поколения в ближайшее время.
Наоборот, в последнее время, речь шла о создании новых производственных мощностей ядерной энергетики. В Украине, исторически, порядка половины всей электроэнергии, был разработан благодаря аэс. В то же время, ресурс аэс исчерпывается, и некоторые из них должны быть удалены или отремонтированы после 10-15 лет.
Одним из потенциальных решений, которые позволят заблокировать малых модульных реакторов. Эта передовая в мире технология, которая в настоящее время является предметом внимания в соединенных ШТАТАХ и Канаде. Это также и естественные науки поколения, но более безопасной и более гибкой с точки зрения балансировки. Украина уже подписала меморандум о взаимопонимании с американской компанией Holtec International о производстве этих реакторов. Речь идет не просто о том, что компания по контракту построит у нас есть станции, и производство реакторов в Украине, как на внутренний рынок так и на экспорт. Таким образом, мы можем не только решить энергетическую проблему, но и развивать промышленность, создавать рабочие места, добавленную стоимость и сохранить большой потенциал техники, ядерных и энергетических специалистов, которые останутся в Украине, будет работать на этой продукции.
Читайте также: Ес готов поддерживать Украину в реформировании угольной промышленности, — министерство энергетики
Недавно Украина подписала меморандум о взаимопонимании с Louisiana natural gas Exports, Inc. о поставках американского сжиженного газа. Что будет происходить дальше, и что реализация этих соглашений будет простираться во времени?
— Задача № 1 в этом деле — завершить политические договоренности с польской стороной. Это большая, де-факто геополитический проект США, Польши и Украины, поэтому вы должны завершить с польской стороной.
Время реализации также является предметом обсуждения с польской стороной, так как много зависит от них. Сейчас стороны обсуждают необходимость строительства так называемого нового intercontinental — pipe, которая объединит космонавт Украины и Польши. Многие украинские эксперты считают, что наша ГТС с сегодняшнего дня и вполне готова принять около 5 миллиардов кубических метров газа, и мы не должны строить. Польская сторона настаивает на строительстве. И сейчас идет круглый стол о том, что это необходимо. Если решение построить его, это также потребует некоторого времени и на физическом его строительства, и на выделение денег. Хорошо, что американская сторона уже выразила готовность финансировать это строительство, в случае, если будет принято решение о его целесообразности.
На технические вопросы и создать новый порт, где польская сторона будет в состоянии принять США больше LNG. Это строительство уже идет.
И третий вопрос, непосредственно доставка, запуск проекта. Ориентировочно, если все пойдет, как ожидается, это 2-3 года. Это нормально для такого проекта.
Но мы должны понимать, что концепция-то — важно запустить этот проект до конца действующего контракта с Россией (соглашение о транзите российского газа был подписан 30 декабря 2019 года, сроком на пять лет с возможностью продления на 10 — Delo.ua). Когда контракт закончился, Украины, должны быть диверсифицированы поставки газа из других мест
Газ, который мы потребляем, и россии. Даже если он был куплен в Европе, физически, она добывается в России. Поставки американского сжиженного нефтяного газа, конечно, сложнее с логистической точки зрения. Но это вопрос национальной безопасности и энергетической независимости.
В какой степени поставки газа в америке компенсируют русский?
Объем в процессе, вы можете изменить. Важным фактом. Если абсолютная монополия продает свой продукт потребителю, он знает, что он не имеет выбора, так что продавец всегда будет искусственно завышать цены и выкручивать руки другими способами. Как только появится другой источник питания, и не столь важно, если в начале она составляет 5%, или 50% от потребности, это принципиально изменит картину. Увеличение громкости всегда есть возможность. Это важно, это наличие альтернативы.
Читайте также: Суд разрешил компании газа в Украину повысить нормы потребления газа в 3 раза
Сколько будет стоить американский газ?
— Теперь говорить о цене рано, она из которых будет зависеть от окончательной договоренности. Но важно понимать еще один газ, который добывается в России, и просто поведения, выданные в соседней стране, потенциально будет дешевле, чем тот, который происходит в другой части мира, перевел в жидкое состояние, перевозимых на борту судна, вновь переведенного в газообразное состояние и по трубе через Польшу поставляется в Украину. Очевидно, что американский газ будет дороже.
Но опять же, вопрос безопасности и независимости, но надо платить. И когда речь идет о россии за газ, вопрос не только его цена, но и на влияние и давление, которое Россия оказывает на Украину.
Второй аспект-в перспективе, цена может измениться. Если вы посмотрите на некоторые прогнозы на следующие 10 лет, он является потенциально можно говорить о существенное снижение стоимости сжиженного газа. В перспективе это может быть выгодно, даже в сравнении с обычным газа, который транспортируется из России.
И третий вопрос — когда мы говорим о цене в рамках меморандума, его нужно поставить на прибыль, что Украина будет получать не только от продажи этого газа, но и его производство в Америке. Это беспрецедентный подход, Украина становится совладельцем всей цепочке от добычи газа в США, его транспортировки до продажи в Европе. И прежде всего, что речь идет не только о поставках газа, и изменением роли Украины в качестве регионального геополитического игрока. Это, мы сможем преобразовать энергию зависимой от России, страны, в большой стратегический партнер европейского союза.
Американский газ закачивается в украинские хранилища, Украина может использовать себя, и продавать их в Европу вместо россии, которая уменьшает влияние РФ на регион и существенно укрепляет собственные позиции. Абсолютный win-win.
Беседовала Дарья Нико, специально для Delo.ua
Категория: Бизнес