Илья Страх, экс-маркетинг директор Parimatch: Про инвестиции, комьюнити и вес репутации
Опубликованно 26.01.2021 04:55
1988 Company — нe oбычнaя инвeстициoннaя кoмпaния. Ee задача — инвeстиции и экспeртнaя пoддeржкa IT-стaртaпoв, a тaкжe пoиск нoвыx принципoв кoллaбoрaции мeжду кoмпaниями и тaлaнтaми.
В тaкoй срeдe стaртaпы мoгут пoлучить пoлную пoддeржку в любыx вoпрoсax — oт пoдгoтoвки финaнсoвыx плaнoв и зaключeния сдeлoк дo oбoрудoвaния oфисa. Нe тaк дaвнo 1988 Company oткрыли сoбствeннoe прoстрaнствo "Workit" аль кaк eгo нaзывaeт oснoвaтeль 1988 Илюха Стрax — "тoчкa сбoрa".
Илюня, с чeгo нaчaлся вaш путь инвeстoрa?
— Я нaчaл зaдумывaться нaд инвeстирoвaниeм, кoгдa рaбoтaл в Parimatch. Тoгдa пoявилoсь пoнимaниe, чтo тaкoe рaбoтa с прoгрaммистaми, прoдуктoлoгaми, нaчaл дeлaть пeрвыe шaги. Инвeстирoвaл нa этaпax идeи и кoнeчнo, нe всe влoжeния были прaвильными, пришлoсь нaбивaть шишки.
Вас тoгдa сдeлaли мнoгo инвeстиций?
Зa 2-3 гoдa прoинвeстирoвaл в дeсятoк кoмпaний. Чтобы мeня этo мнoгo. Нo, дoпустим, для того инвeстициoннoгo фoндa этo мaлo. Фoнды, кoтoрыe выxoдили нa рынoк pre-seed инвeстиций вклaдывaлись в 50 кoмпaний зa 2-3 гoдa. Нo я нe привлeкaл дoпoлнитeльныe дeньги, oпeрирoвaл сoбствeнными срeдствaми. Инвeстиции нa этиx этaпax были нeбoльшиe и высoкoрискoвыe. И я сaм aктивнo учaствoвaл в прoeктax.
Прaктичeски вo всex инвeстицияx у мeня бoльшaя кoнцeнтрaция дoлeй и бoльшaя oтвeтствeннoсть. Eсть прoeкты, идеже я выступал в роли сугубо финансового инвестора, же основная часть компаний — активное покровительство. Стараюсь фокусироваться на сферах, в которых я понимаю предпочтительно всего, а также в которых мои лапа дают моментальный результат для стартапов. Сие интернет-маркетинг и рынок игорного бизнеса, букмекерство, онлайн-игорный дом, В2В проекты и сервисы.
Расскажите про Ваши самые успешные вложения?
— Самые успешные активности были в сфере сеть-маркетинга. Я сейчас возвращаюсь к этой сфере, благодаря тому что что в ней у меня больше только (лишь) экспертизы.
Естественно те инвестиции, которые были в в полной мере новые сферы, нельзя назвать самыми успешными, же не смотря на сложности в большинстве направлений я смогли разобраться и стать эффективными держи уровне рыночной конкуренции. Это днесь мы в компании WorkIt можем претворять в действительность свои идеи, находить проекты, инкубировать их, зажигать инфраструктуру.
Ушло 3 года, с целью создать некую платформу для реализации того подхода, какой сформировался сразу. А подход очень демократичный — я верю в то, что повально-таки нужно концентрироваться вокруг какого-так центра, этот центр для нас — Унигард. Сюда прилетают иностранцы, приезжают сотрудники, на этом месте фаундеры. Что бы не говорили оборона дистанционное управление, людям важно живое беседа.
Проекты должны приходить, если у них очищать хорошее понимание своего продукта, своей идеи, они умеют проходить. А мы хотим окружить их тепличными условиями, с намерением создать возможности для роста. У нас уплетать административная, юридическая, финансовая инфраструктура, менторство и подготовление лидерским качествам. Основная наша поручение чтобы проекты(люди), проходили оный же путь что и мы, а быстрее.
В компании 1988 вы что раз реализовываете такой подход? В таком случае есть можете и офис оборудовать, и помочь в заключении сделок, и финансовую структуру воздвичь.
— Мы скорее песочница в целях гемблинговых и маркетинговых проектов. Это теточка сферы, в которых мы сильнее токмо. В первую очередь нам интересны клие, с которыми мы совместно можем прогрессировать. Вторая задача — инвестиции. И мало-: неграмотный менее важно дальнейшее развития комьюнити.
Основная везуха 1988 — это поиск интересных талантов, с которыми да мы с тобой могли бы запартнериться. Это может водиться горизонтальное взаимодействие компаний, найм сотрудников в наши проекты не то — не то участие как инвестора. Поэтому наша функция будет зависеть от конкретного запроса. Я бутик, маленький фемили-офис, какой-никакой специализируется на определенных сферах и обладает большими связями бери рынке.
В 1988 мы даем людям реальность раскрыться, создавать новое. Буквально прежнее наш финдиректор поделился со мной своим конек. Он красиво монтирует видео. Я зашел получай его сайт, посмотрел работы. И сие стартап нашего финдиректора. Возможно, я будем его первым инвестором, и совершенно нормально к этому отнесемся.
В таком случае есть, инвестируя, вы не просто-напросто делаете посев вслепую, а хотите сойтись с компаниями и людьми, с которыми хотите заниматься?
— Те ребята, с которыми наша сестра работаем — это все наши братва. Никто не говорит о том, чего мы дружим ради каких-в таком случае интересов. Нет, просто мы становимся друзьями с теми, с кем работаем. Для того чтобы эти отношения помогали просто комфортно соединяться. Ant. враждовать.
Мы как раз ведь поколение, которое хочет решать вопросы за исключением. Ant. с скандалов, без конфликтов, давать вероятие зарабатывать кому-то еще, а далеко не просто все себе. Мне вероятно, это отличительная черта современных предпринимателей.
Вас контролируете стартапы, в которые инвестируете?
— Какой приглянется фаундер стартапа обладает большей властью, нежели тот же акционер, пусть возлюбленный даже стал первым или дал в большей мере денег. Потому что их основатели делают однако своими руками, лучше знают чертеж. Поэтому если человек не захочет со мной корпеть уже после вложения инвестиций, а тем побольше если я нахожусь в конфликте с этим СЕО — сие верный путь к потере денег.
Понятное работа, мы всегда будем защищать близкие инвестиции, если считаем, что в истории было канальство. Это отдельная тема разговора — штукарство в сфере IT.
Давайте поговорим на эту тему. Делать за скольких Вы оцениваете нынешнюю защиту инвестиций в Украине?
— Бог плохо, никак не защищен вкладчик капитала. Фактически никаких гарантий в Украине в отлучке. Если брать Америку или страны английского полномочия — там существуют четкие законодательные машины, пусть они и разнятся. В английском праве более чем достаточно механизмов — форварды, опционы, непохожие формы акций, акционные соглашения и в такой степени далее. А в Украине попробуй прописать в ТОВ-ку микроклимат с инвестором, у которого доля 3,5%. Вследствие этого, как правило, инвестируют те род (человеческий, которые способны оценить проект, людей, взвешивают их мотивацию и благонамеренность.
Безусловно существуют возможности структурировать торговые связи в различных юрисдикциях, начиная от США и заканчивая Кипром, да сам менталитет украинцев привлекающих капиталовложения очень разнится. Я хочу сказать что же есть очень порядочные люди, с которыми и ты да я и документов можем не подписывать, а начинаем внести долю на доверии и это очень распространенная пятая четверть на нашем рынке. И наоборот, вкушать каста продвинутых мошенников, которые выглядят авторитетно, презентации их убедительны, а питчи международного уровня. Только, спустя 6 месяцев после закрытия раунда alias более, начинает проясняться реальная репродукция по деливери продукта или обещанных показателей и инвесторы теряют копейка.
Я это к тому что наша сестра опять возвращаемся к людям, оценка личностных качеств сие залог не только комфортной работы в коллективе, да и дополнительная гарантия возвратности инвестиций.
Хроника про личное доверие, а не относительно бизнес?
— Да, это навеки про личное доверие. Меня просто так научили, если ты берешь мелочь, ты все равно несешь личную надежность. Потому что ставишь на кон свою репутацию, а сие самое важное для начинающего предпринимателя и приставки не- только.
IT-компьюнити достаточно тесное.
— Согласен, и это то, что забывают многие юношество ребята. Думают, а вот сейчас карман схватим, а там разберемся. И они преуспевают, хватают монета — не важно каким хорошенько, через ICO, благодаря знакомству с большим дядей, какой-либо не особо разобрался и дал денег, река как-то еще. Но характеристика — это самое важное. Эту историю запомнят. Разный инвестор придет и скажет: "А я вот как выяснил. Ты взял деньги, пообещал и неважный (=маловажный) сделал". И на этом ваше соприкосновение закончится.
А бывает, что душа взял деньги, потерял их, закрылся. И затем этого открыл новое дело и отписал в нем доли тем акционерам, что такое? дали ему финансирование. Сказал: "Ваша сестра меня тогда поддержали, но у меня без- получилось. Я ценю, что вы ми дали возможность попробовать, я на ваших деньгах учился. Теперича придумал новый проект и даю вас часть этого бизнеса. Подождите 2-3 лета и все окупится". Вот к такому человеку перестань доверие.
Часто такие истории случаются?
— В самом деле, только так и приходится. Нормальный бизнесмен понимает, что ему безвыездно равно нужно выполнять обязательства. Ведь есть если люди дали денег и твоя милость их потерял, нужно прийти и порассуждать как их вместе заработать. До сих пор. Ничего страшного в потере денег исполнение) ответственных людей нет.
Истории неодинаковые. Многие в момент, когда они дают червонцы, пытаются понять, насколько человек готовый продолжать работу с ними. Потому который так действительно бывает, когда кому-так дают деньги и проект не итак. Тогда можно сказать, что окей, намерение не получился, но ты мозговитый парень, давай вместе работать. Во тебе направление в моем бизнесе, поди его развить. Таких кейсов равно как много.
Основной месседж компании 1988 молодым предпринимателям, нашим потенциальным сотрудникам, партнерам — нужно более доверять. Мы очень открыты.
Сие одновременно наша очень сильная и слабая стороны. Расслабленность этого подхода в том, что рано или поздно ты открыт, ты очень многое рассказываешь. И, цензурно, недобросовестные сотрудники могут прийти, впитывать много информации и уйти работать в другое пространство. Хотя вы предварительно договаривались о другом, было потрачено перфект на обучение.
Как (бог) велел защитить знания и интеллектуальную собственность в Украине?
— Адски сложно защититься с правовой стороны. В этом плане у нас мало-: неграмотный проработанная ситуация, в основном компании складывают IP нате Кипре или в Америке. Но в первую наряд все заботятся о том, чтобы сотрудники были мотивированы и самочки понимали ценность знаний.
Важен отвешенный подбор людей, четкие требования, в томище числе к корпоративной культуре. Я рассказываю сотрудникам, какая материал конфиденциальна, а что наоборот можно и нужно расславить, чем делиться с миром. Если гоминиды хотят, чтобы компания преуспевала, им хоть куда понимать, что вредит, а что помогает бизнесу. А никакому бизнесу ни в Украине, ни в Англии, ни в Китае безвыгодный будет помогать утечка ценной информации.
Как будто для вас главное в построении бизнеса?
— Ничего не поделаешь правильно выстраивать отношения между акционерами, менеджментом, сотрудниками и клиентами. Заранее бизнес часто строили с перекосом в сторону собственников, да сегодня преуспевают те, кто по всем правилам искусства находит баланс.
Как вам сами управляете компанией?
— Ми лучше создавать возможности для молодых, нежели зацикливать все на себе — таким (образом интереснее. Мне нравится много быть у дел, и у меня есть огромная свобода образовывать то что меня совсем безграмотный утомляет, так как основа мои менеджмента это делегирование, я бы сказал 90%, да на 10% я могу лично поучаствовать в работе команды и своим примером читать. Ant. утаить как двигаться быстрее и эффективнее.
Развиваете благонадежность в корпоративной культуре?
— Корпоративная цивилизация она у нас с одной стороны чудо) как демократичная, с другой — жесткая. Сие тоже баланс. Например, мы в не приемлем воровства. Не могу с такими людьми делать. И воровства можно избежать за лоро правильного управления. Разумный собственник может ликвидировать сотрудника на профитшер. Я делаю эдак в бизнесах, когда понимаю, что присваивание может присутствовать. Чтобы у менеджера был озагсенный процент от прибыли и он самостоятельно был заинтересован в развитии компании.
Ваша сестра говорили о важности физического присутствия. Без году неделю вы открыли коворкинг, в котором наш брат сейчас общаемся. Что привело вы к идее его запуска и какую партия он играет в 1988?
— Для основные принципы давайте обозначим, что это никак не коворкинг. Это некий объект инфраструктуры, крапинка сбора. Это место я не могу дать имя коворкингом или офисом.
В первую колонна мы в 1988 занимаемся инвестициями. Без всякого сомнения, эту инфраструктуру мы также предоставляем, а как правило компаниям с которыми наш брат смотрим в одну сторону, партнерам иначе говоря потенциальным партнерам. По сути, сие инфраструктура для нас самих. В таком случае как мы видели продуктивное площадь для бизнеса. Это площадка на коллабораций, промоушена своих продуктов и проектов, чайлдовый центр для детей резидентов и настоящий ресторан.
Необязательно арендовать какой-так угол, чтобы с нами взаимодействовать. Польза в том, чтобы развивать комьюнити. И угоду кому) этого нужна была площадка. Пишущий эти строки эту площадку создали.
И тогда важная ремарка, что мы ходу занимаемся бизнесом девелопмента, нам забавно что-то создавать, ревитализировать. Призанятно взять заброшенное или непродуманное амбар и применить его в существующих реалиях, "навести погреб конфетку".
Вы будете формировать это направление бизнеса?
— Истинно, мы рассматриваем проекты, которые хотим исполнить совместно с другими инвесторами из IT-сфера.
Наше здание — позволено сказать шоурум, не скромный, же шоурум. Этим проектом я бы хотел достучаться предварительно других молодых владельцев IT-компаний и обнаружить, что помимо цифровой экономики и электронных денег однако-таки есть место, идеже мы живем и проводим время.
Баять об офисах в пандемию в целом невыгодный приходится. Но никакие методы цифровизации отнюдь не позволяют поговорить лицом к лицу, а сие всегда нужно при знакомстве с партнерами, клиентами, сотрудниками. Следовательно, это наш центр. Здесь позволительно найти людей, с которыми мы занимаемся бизнесом, реализуем проекты. Семо мы приглашаем гостей, здесь автор развиваем свои идеи, которые дают последний источник энергии.
Фактически ваша милость создали пространство, в котором вам самому комфортно заниматься?
— Я долго работал в царство безграничных возможностей-сфере, но присутствовала тяга что-что-то создавать. Какая-то личная барственность.
Но важно другое. Наш брат это делаем не только для того бизнеса. Это важно и для развития города. Ты да я все равно живем в Киеве, и я планирую тогда оставаться. Часто люди занимают пассивную позицию. Однако чем скорее произойдет консолидация общего интереса, тем быстрее да мы с тобой все будем жить в цивилизованных условиях. Ввиду этого что мы сами строим подлунная вокруг себя.
Категория: Бизнес