Как празднуют Маланку сегодня: репортаж из Красноильска
Опубликованно 25.01.2022 10:30
Нaстя Ивчeнкo, сo-oснoвaтeльницa кoммуникaциoннoгo aгeнтствa PUBLIC KITCHEN, в прoшлoм гoду рeшилa испoлнить бoльшую мeчту – взять учaстиe в прaзднoвaнии Мaлaнки. Рaди этoгo с друзьями oнa oтпрaвилaсь в Чeрнoвицкую oблaсть, нa грaницу с Румыниeй, a нaм рaсскaзaлa, кaк прoxoдит этoт oбряд.
Нaкaнунe 28-лeтия пeрeдo мнoй встaл вoпрoс прaзднoвaния. Тaк слoжилoсь, чтo с рaнниx лeт я aбсoлютнo фaнaтичнo oтнoшусь кo дню рoждeния, всeгдa eгo oчeнь жду и кaждый гoд устрaивaю вeчeринку. Мнe кaжeтся, чтo прaзднoвaть масленица — этo oчeнь вaжнo. В этoм гoду нa мoй дeнь рoждeния припaл сaмый рaзгaр кaрaнтинa. Этo пoдтoлкнулo мeня рeшиться к тoму, чтo я дaвнo oтклaдывaлa — вoспoльзoвaться тeм, чтo я рoдилaсь нa Вaсилия и oтпрaзднoвaть нa Маланке.
В первый раз о Маланке в Красноильске я узнала несколько полет назад от подруги. Тогда мои интерес к этнографии еще не был таким сильным, и любое эти истории-зарисовки не зацепились в моей голове. Хотя с годами все поменялось, и изучение культурных традиций и наследия из этого явствует моим большим увлечением: я начала запасать(ся) свою коллекцию украинских старожитностей, ловить людей, которые смогли бы ми дать эти ценные знания, складывать свои абсолютно аматорские экспедиции и вынимать с собой друзей, а для своих любимых этнографических находок я сделала аккаунт @ukrainianfolks. Порция моих друзей очень хотели подметить Красноильскую Маланку, поэтому поддержали меня в стоит на повестке дня авантюре. Мы сели в машину и после 10 часов пути приехали в Красноильск нате встречу Нового года по старому стилю.
Настя Ивченко в маске в время празднования МаланкиВ самом Красноильске принимать проблема с жильем: здесь только Водан дом сдают в аренду, но в наши даты спирт был занят. В центре села принимать отель “Людмила”, но этот видоизменение я для себя не рассматривала. Ми повезло, и в соседнем селе Стара Красношора автор этих строк нашли отличный дом в аренду. Числом приезду нас встретил владелец на флэту Славик. В селе он главный сторож. Славик поляк, а его жена — румынка. К Славику у нас был мильон вопросов, и он с радостью на них отвечал. С него мы узнали чем неотложно живет село и расспросили все о Маланке. Меня интересовало влиял ли на правах-то карантин на решение хорошего понемножку ли Маланка в этом году, возьми что Славик дал понять, отчего Маланку запрещали в советское время, и гоминидэ все равно выходили. Маланке присутствовать несмотря ни на что, жирно будет это сильная традиция.
Маланка в Красноильске больно особенная, и важно сразу сказать, будто этнически она не является наиболее украинской, это румынская традиция получай территории Украины. Село Красноильск находится в 8 км через границы с Румынией, и практически все местное электорат румыны. Здесь слышен только румынский субпродукт, с туристами чаще всего говорят держи русском, украинский знают хуже. Маланка — сие главное событие здесь, праздника ждут в лоск год, и красноильчане к нему готовятся вперед. Ant. после и основательно: шьют костюмы, репетируют действо, готовят сучок.
Маланка устроена следующим образом: в Красноильске усиживать семь хуторов (кутів), каждый место собирает свою ватагу, продумывает программу, готовит костюмы. У каждой ватаги кушать главный ответственный, здесь он зовется комендантом — спирт собирает людей, договаривается с владельцами хат, собирает и хранит касса. Ватага состоит преимущественно из мужчин. Перед женщины совсем не принимали участия в Маланке, неотложно молодые незамужние девушки могут шалить роль цыганок. Итого, у каждого хутора своя артель. Все начинается во дворе на хазе коменданта около 6-7 вечера 13 января: поколядовав позже, ватага идет по селу и колядует (маланкує) нет слов дворе каждой хаты. По словам местных, каждая дом дает разные суммы: кто-в таком случае может дать колядникам 500-700 грн, а кто такой-то и 100 евро. Все сие продолжается ночь напролет, пока гурьба не обойдет все хаты. Получай следующий день, 14-го января шабаш 7 ватаг делают ходу центральной улицей Красноильска, постоянно это сопутствуется ярмаркой и народными гуляниями - для улицу выходит все село. Персонажи держи Маланке разные, но есть традиционные: Басилевс и Царица, Баба и Дед, Жиды и тд. Же самые эффектные - это Медведь и Гитан. Играть их считается особенно почетно. От неделю-вторую после Маланки сборище собирается вместе и на все собранные наличные устраивает себе пир.
В 18.00 Славик привозит нас к дому коменданта кута Путна. Ты да я стоим посреди сельской улицы и смотрим до сторонам в ожидании ряженных. В одно минута будто бы кто-то возьми небе открыл большой кран, и для нас начинают падать огромные клочья снега. Сразу появились таинственность и впечатление, что чудо уже вот-вишь на пороге, прямо как в детстве. Кодла начала собираться и буквально за сколько-нибудь минут пустая улица стала эпицентром жизни небольшого хутора. Первыми вышли огромные соломенные медведи “копиці”, после того Цари и Царицы, Бабы и Деды, Цыгане. В что за-то момент стало так гулко от песен и так пестро через костюмов, что у меня появилось ощущения путешествия в области времени: еще 10 минут обратно здесь, прямо на этом месте приемлемо не было, а сейчас здесь происходит что такое?-то невообразимое. От этого зрелища захватывает манс, смотря на них ты далеко не можешь не радоваться. Эта удовольствие была абсолютно заразной, она передавалась воздушно-капельним через. Ватага маланкует, Цыган бьется с Медведем, миряне пьют самогон, пускают салюты, детьми сидят на плечах у родителей, с тем получше разглядеть каждого персонажа. Будто, будто бы вся жизнь, которая подчищать на планете Земля, сосредоточена немедля в одном маленьком украинском селе, а остального таблица будто бы и вовсе нет.
1 / 7Задним числом кута Путна мы садимся в машину и за заледенелой дороге едем на кут Тражани, дьявол находится на возвышенности. Здесь однако уже гораздо веселее: дело в томик, что для местной ватаги сие была уже не первая квартира, и участники изрядно выпили самогона, а своя бутылочка питаться у каждого маланкаря. Мы выходим изо машины и встречаем Маланку – навстречу нам идут Медведи, однако уже не “копиці”, а “крилаті”. Сие медведи с огромными соломенными крыльями, украшенными дождиком и гирляндами. Их крыла сверкают и освещают путь практически в абсолютной темноте. К нам годится колядующий в костюме Бабы и начинает тикать нашего друга палкой, прося денег. Автор этих строк даем денег и маланкарь предлагает нам самогона, автор этих строк его охотно выпиваем. Маланкарь в рецензия нам переливает в отдельную бутылку и дает с из себя за символические деньги, как преподношение. Через пару минут на нас нападает партия гораздо побольше, состоящая из разных нетипичных персонажей - Невесты, Младенца и тд. По чести сказать, сначала это очень очень, но ощущение, что ты без дальних слов часть какой-то большой устои, пересиливает любой страх. Мы даем денег и начинаем рацеи с ребятами. Они снимают свои маски, и менжа уходит, перед нами стоят подрастающее племя, добродушные парни, практически все получи заработках в Бельгии, Польше и Италии. Они нас угостили другим самогоном, с барбарисом. Дьявол оказался гораздо более вкусным, нежели предыдущий. Это вообще стандартная летопись взаимодействия приезжих с Маланкой: к тебе может вынестись кто-то из ватаги и заварить кашу “нападать”, ты даешь денег — тебе в отповедь дают самогон и рюмку, вы с колядником возьми пару выпиваете, говорите за общежитие и прощаетесь.
Меня переполняли эмоции, другой раз мы вернулись в наш дом. Автор пошли к центральной улице на второй день, но по ощущениям сие уже не совсем то. Следовательно на Маланку лучше смотреть зимней холодной под покровом ночи, согреваясь локальными напитками. Ощущение, в чем дело? мы с друзьями стали свидетелями почему-то уникального меня не покидало и вдоль возвращению в Киев. У меня случилось эмоциональное содрогание мозга, и этот день рождения я поистине запомню на всю жизнь — в духе один из самых счастливых дней отнюдь не только для меня, но и с целью одного села на самом краю Украины, идеже каждый, с мала до велика, считает сбрызгивание жизни делом чести.
Категория: Женский Мир